Переход Азербайджана к одной из прогрессивных учебных моделей мира – Курикулуму - не позволяет нам решать педагогические проблемы устаревшими методами.
В законе Азербайджанской Республики "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности.
Одним из основных принципов в обучении является формирование мировоззрения. Как же добиться соответствия между возрастающими познавательными потребностями учащихся и реальными условиями их удовлетворения? Учитывая поток информации разного уровня сложности и направленности, буквально захлестывающий ученика, необходимо найди методы обучения, которые помогут полноценному развитию личности ребенка, учитывая при этом физические и физиологические способности каждого. Для усиления мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся, эффективного формирования их убеждений, для развития творческого мышления необходимо введение интеграции школьных предметов.
Межпредметная интеграция — это процесс сближения, взаимосвязи, взаимодополнения различных учебных дисциплин с целью создания у
обучающихся единой картины рассматриваемого явления.
Нельзя упускать из виду тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне, ,
В отличие от обычных уроков интегрированным урокам присущи более широкие возможности. Используя информацию различных предметов, учащиеся имеют возможность получить глубокие и разнонаправленные знания, совершенно по-новому осмысливая объекты, процессы и явления. Например, создавая интегрированный урок по предмету «Познание мира» на тему «Семья», я стараюсь подобрать такой материал, который поможет довести до сознания ученика, что категория «семья» - это не только совместное проживание близких родственников, но и маленькое государство с единой политикой, экономикой, культурной атмосферой, в котором царят взаимоуважение, взаимопомощь и трудолюбие.
При создании интегрированных уроков я стараюсь руководствоваться возрастными особенностями, психологической атмосферой и возможностями каждого ученика. Следовательно, при подборе материала для урока провожу его дифференциацию.
В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. И механизмом интеграции в системе начального обучения является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе – объект (понятие, форма, причинно-следственные отношения в природе и др.); в изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); в трудовом обучении – изделие (лепка, объем пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация и др.); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика, интонация и др.).
Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Так при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» я предлагаю различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например инсценировка сказки и т.д.
Большим испытанием для педагога может явиться такой тип интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.
Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика “межпредметные” связей. Применяя новую технологию, педагог порой удивляется тому, как ученики быстро освоили необходимую информацию, приобрели необходимый навык
В качестве эксперимента в первом классе по предмету «Познание мира» мною был проведен интегрированный урок по теме «Осень» продолжительностью в два часа. В процессе обучения была проведена интеграция русского языка (ст.1.2.1), изобразительного искусства (ст.2.2.2.), физического воспитания (ст.2.1.2), музыки (ст.2.1.1, 2.1.3), технологии (ст.1.3.3, 3.1.4). С учетом длительности урока были проведены физкультминутки, беседа об осенних плодах (с последующим угощением), музыкальная пауза. При этом были привлечены педагоги, ведущие данные предметы.
В учебном процессе эффективно применяю интеграцию математики с русским языком, информатикой, русского языка с изобразительным искусством, музыкой, математики с физическим воспитанием и т.д.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
Русский язык сам по себе является интеграцией чтения и письма. Изучение того или иного произведения на уроках чтения сопровождается его подробным разбором, который включает в себя написание и толкование новых слов. Соответственно, выполнение различных упражнений на уроках письма при написании тех или иных слов происходит построение ассоциаций с изученными произведениями. Так, например, при изучении на уроках внеклассного чтения стихотворения Натальи Анишиной «Овощной спор» детям даётся задание подчеркнуть словарные слова .
И, наоборот, при изучении на уроке письма темы «Алфавит» класс делится на группы. Командам даётся задание расположить фамилии авторов в алфавитном порядке, что позволяет им ознакомиться с новыми поэтами и писателями.
Неразрывна связь русского языка и изобразительного искусства. При изучении раздела «Небылицы» мною был проведён конкурс на лучший рисунок-небылицу, что послужило развитию фантазии учеников и лучшему пониманию и освоению жанра (ст.1.1.2).
Довольно интересна интеграция русского языка и музыки. Так, например, при изучении раздела «Любовь, тепло и нежность» дети играли в игру «Ассоциации». Озвучивалось музыкальное произведение, дети должны были описать эмоциональный характер мелодии (ст.2.2.1). Далее приводилась фраза из песни на данную тему, а те в свою очередь должны были пропеть куплет из знакомой песни (ст.1.1.3).
Предмет «Математика» также предоставляет учителю обширное поле деятельности для межпредметной интеграции, являясь при этом интеграцией арифметики, алгебры, геометрии и логики. По теме «Часы» была проведена интеграция с познанием мира: дети углубляли знания об истории происхождения часов, их видах и предназначении, о необходимости экономии времени (ст. 2.2.2, 2.2.3). Рассматривалась взаимосвязь с чтением: в качестве мотивации была приведена загадка о часах и единицах измерения времени (ст.1.3.4). Имела место интеграция с письмом: правописание буквосочетаний ЧА-ЩА (ст.4.1.2). Имела место интеграция с информатикой (ст.2.1.1, 2.1.2). Дети учились строить алгоритм «Режим дня».
Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать. Интеграция информатики и изобразительного искусства позволяет детям воспринимать компьютерную графику как вид изобразительного искусства.
Интеграция уроков компьютерной графики и изобразительного искусства позволяет средствами информационных технологий соединять современные средства обучения с искусством. Учащиеся могут создать собственную графическую картину и выработать свой способ выражения творческого поиска.
Ниже предлагаю интеграцию между темами раздела «Зима» по предмету «Познание мира» с самыми различными учебными предметами во 2 классе.
п Тема Межпредмет-
ные связи Реализация межпредметных связей
1 Зимняя экскурсия Р.яз. 1.2.1 О.Тихомиров ”Зимние страницы».
ИЗО 2.2.2 Рисование по теме “Зима в моём представлении”.
2
Зимние явления в неживой природе Р.яз. 1.2.1, 1.2.4
Аз.яз. 2.2.1, З.Халил ”Белый шелест, белый снег».
А.Усачев «Откуда приходит Новый год?»
ИЗО 2.2.1
Аз.яз. 2.2.1, 3.1.2
И.Грабарь “Февральская лазурь”.
М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Муз.2.1.1,2.1.3 Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”.
3
Снег и лёд
Р.яз.1.2.1, 2.2.3
Аз.яз. 3.1.1
А.Коринфский «Одеяльце»
M.Ə.Sabir “Uşaq və buz”
Муз.2.1.1, 2.1.3
К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.
4
Растения зимой ИЗО 2.2.2, 2.2.3 Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.
Р.яз. 1.2.1, 1.3.5
С.Есенин “Берёза”.
Тех.1.3.3, 2.1.3, 3.1.4
Аппликация “Деревья зимой”.
5
Животные зимой Р.яз. 1.2.1 Е.Чарушин «Что за зверь?»
ИЗО 2.2.2, 2.2.3
Рисунки птиц.
Тех.1.3.3
Лепка животных (кто как зимует), составление композиции
Муз.2.1.1, 2.1.3
Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”.
6
Зимой (обобщение) Р.яз. 1.2.1 А.Яшин «Покормите птиц»
Муз. 2.1.1, 2.1.3
Аз.яз. 3.1.2 В.Крутицкий “Зима”.
Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”.
Uşaqların qış sevincləri.
Ниже предлагаю вариант интегрированного урока по математике «Единицы измерения времени».
ТЕМА. Единицы измерения времени.
Стандарт: 4.2.2
Цели: 1.Знакомится с единицами времени. 2.Определяет время с точностью до часов и минут. 3.Определяет и разъясняет категории «час», «минута», «секунда».
Интеграция:
1.П.м. 2.2.2, 2.2.3.
2.Чтение 1.3.4, письмо 4.1.2.
3.Инф. 2.1.1, 2.1.2.
Формы и методы обучения: коллективная работа, дискуссия.
Ресурсы: интерактивная доска MIMIO, будильник, модель часов, учебник, рабочая тетрадь.
Учебная деятельность.
-Сегодня за каждый правильный ответ на каждого из вас с неба сойдет звездочка. У кого наберется больше звезд, тот и будет героем дня
1.Устный счет.
2.МОТИВАЦИЯ.
-Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы друзья, не бейте нас,
И берегите время.
Демонстрируется будильник.
-Что это такое? (Часы).
Исследовательский вопрос: для чего нужны часы?
3.Демонстрируется презентация о каждой единице времени: секунде, минуте, часе, сутках, неделе, месяце, годе, веке.
4.Совместное заполнение таблицы «Единицы времени» (у детей индивидуальные картинки).
Детям раздаются памятки:
5.Загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, каждый час.
-О чем здесь идет речь? (О стрелках часов.)
-Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка.)
-Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (Минутная стрелка.)
-Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки.)
-А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки.)
-Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте. (60.)
-Расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки называют…(минутой.)
-А весь круг, который она проходит… (Час.)
-Так сколькот в часе минут? (60.)
На доске:
6.Работа с моделью часов (MIMIO) (аналоговых и электронных): учитель показывает детям время и предлагает определить.
7.Выполнение письменных заданий.
Задача 1.
Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на 1 час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье? (в 11 часов вечера или в 22 часа)
Задача 2.
Незнайка начал сочинять стихи о своих друзьях в 14 ч и сочинял их 3 часа 10 минут. Сколько минут он занимался сочинением стихов? Который час показывали часы, когда Незнайка закончил сочинять стихи? (190 минут, 17 ч 10 мин)
Задача 3.
Девочка Элли, храбрый лев, мудрый дровосек и пёсик Тотошка находились в пути 1 сутки и 15 часов. Сколько часов были в пути друзья? (39 часов)
Задача 4.
Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц (август) 2 недели и 3 дня. На какой по счёту день лопнуло терпение Леопольда? (на 48 день)
Работа по учебнику, рабочей тетради.
8.Демонстрация презентации «Часы». Рассказывается об истории часов и их видах.
9.Итог урока:
-Так для чего же людям нужны часы?
(Дети предлагают варианты).
-Для того чтобы много в жизни успеть.
10.Оценивание: подсчет звездочек. Победитель провозглашается «Властелином времени»
Критерии оценивания:
1.Определяет время с точностью до часов и минут. 2.Определяет и разъясняет промежуток времени.
Формы оценивания: холестическая схема формативного оценивания.
Методы оценивания: «Звездопад», запись в дневнике.
Внеклассное мероприятие: классный час, на котором дети смотрят художественный фильм «Сказка о потерянном времени».
На собственном опыте убедилась, что интегрированные уроки повышают интерес учащихся к познанию, концентрируют внимание, развивают творческие способности, память, умение мыслить, делать выводы, расширяют кругозор, дают более глубокие знания о предмете, снимают утомляемость, а учителю помогают раскрыть педагогические возможности, открывают пути для самореализации.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Предполагается, что если занятия интегрированного характера будут вызывать у детей интерес, способствовать снятию перенапряжения, перегрузки и утомления за счёт переключения их на разные виды деятельности, то смогут служить средствами укрепления здоровья, развитию речи и двигательных качеств детей дошкольного возраста.
Идея интегрированного обучения способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых Законом «Об образовании» Азербайджанской Республики. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования Азербайджанской Республики, способствуют совершенствованию подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии познавательного интереса творческого мышления учащихся, что способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательного интереса, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). Тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, я убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хочу особо подчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, вделанные мною по завершении работы.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Нравится пост? В законе Азербайджанской Республики "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности.
Одним из основных принципов в обучении является формирование мировоззрения. Как же добиться соответствия между возрастающими познавательными потребностями учащихся и реальными условиями их удовлетворения? Учитывая поток информации разного уровня сложности и направленности, буквально захлестывающий ученика, необходимо найди методы обучения, которые помогут полноценному развитию личности ребенка, учитывая при этом физические и физиологические способности каждого. Для усиления мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся, эффективного формирования их убеждений, для развития творческого мышления необходимо введение интеграции школьных предметов.
Межпредметная интеграция — это процесс сближения, взаимосвязи, взаимодополнения различных учебных дисциплин с целью создания у
обучающихся единой картины рассматриваемого явления.
Нельзя упускать из виду тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне, ,
В отличие от обычных уроков интегрированным урокам присущи более широкие возможности. Используя информацию различных предметов, учащиеся имеют возможность получить глубокие и разнонаправленные знания, совершенно по-новому осмысливая объекты, процессы и явления. Например, создавая интегрированный урок по предмету «Познание мира» на тему «Семья», я стараюсь подобрать такой материал, который поможет довести до сознания ученика, что категория «семья» - это не только совместное проживание близких родственников, но и маленькое государство с единой политикой, экономикой, культурной атмосферой, в котором царят взаимоуважение, взаимопомощь и трудолюбие.
При создании интегрированных уроков я стараюсь руководствоваться возрастными особенностями, психологической атмосферой и возможностями каждого ученика. Следовательно, при подборе материала для урока провожу его дифференциацию.
В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. И механизмом интеграции в системе начального обучения является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе – объект (понятие, форма, причинно-следственные отношения в природе и др.); в изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); в трудовом обучении – изделие (лепка, объем пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация и др.); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика, интонация и др.).
Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Так при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» я предлагаю различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например инсценировка сказки и т.д.
Большим испытанием для педагога может явиться такой тип интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.
Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика “межпредметные” связей. Применяя новую технологию, педагог порой удивляется тому, как ученики быстро освоили необходимую информацию, приобрели необходимый навык
В качестве эксперимента в первом классе по предмету «Познание мира» мною был проведен интегрированный урок по теме «Осень» продолжительностью в два часа. В процессе обучения была проведена интеграция русского языка (ст.1.2.1), изобразительного искусства (ст.2.2.2.), физического воспитания (ст.2.1.2), музыки (ст.2.1.1, 2.1.3), технологии (ст.1.3.3, 3.1.4). С учетом длительности урока были проведены физкультминутки, беседа об осенних плодах (с последующим угощением), музыкальная пауза. При этом были привлечены педагоги, ведущие данные предметы.
В учебном процессе эффективно применяю интеграцию математики с русским языком, информатикой, русского языка с изобразительным искусством, музыкой, математики с физическим воспитанием и т.д.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
Русский язык сам по себе является интеграцией чтения и письма. Изучение того или иного произведения на уроках чтения сопровождается его подробным разбором, который включает в себя написание и толкование новых слов. Соответственно, выполнение различных упражнений на уроках письма при написании тех или иных слов происходит построение ассоциаций с изученными произведениями. Так, например, при изучении на уроках внеклассного чтения стихотворения Натальи Анишиной «Овощной спор» детям даётся задание подчеркнуть словарные слова .
И, наоборот, при изучении на уроке письма темы «Алфавит» класс делится на группы. Командам даётся задание расположить фамилии авторов в алфавитном порядке, что позволяет им ознакомиться с новыми поэтами и писателями.
Неразрывна связь русского языка и изобразительного искусства. При изучении раздела «Небылицы» мною был проведён конкурс на лучший рисунок-небылицу, что послужило развитию фантазии учеников и лучшему пониманию и освоению жанра (ст.1.1.2).
Довольно интересна интеграция русского языка и музыки. Так, например, при изучении раздела «Любовь, тепло и нежность» дети играли в игру «Ассоциации». Озвучивалось музыкальное произведение, дети должны были описать эмоциональный характер мелодии (ст.2.2.1). Далее приводилась фраза из песни на данную тему, а те в свою очередь должны были пропеть куплет из знакомой песни (ст.1.1.3).
Предмет «Математика» также предоставляет учителю обширное поле деятельности для межпредметной интеграции, являясь при этом интеграцией арифметики, алгебры, геометрии и логики. По теме «Часы» была проведена интеграция с познанием мира: дети углубляли знания об истории происхождения часов, их видах и предназначении, о необходимости экономии времени (ст. 2.2.2, 2.2.3). Рассматривалась взаимосвязь с чтением: в качестве мотивации была приведена загадка о часах и единицах измерения времени (ст.1.3.4). Имела место интеграция с письмом: правописание буквосочетаний ЧА-ЩА (ст.4.1.2). Имела место интеграция с информатикой (ст.2.1.1, 2.1.2). Дети учились строить алгоритм «Режим дня».
Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать. Интеграция информатики и изобразительного искусства позволяет детям воспринимать компьютерную графику как вид изобразительного искусства.
Интеграция уроков компьютерной графики и изобразительного искусства позволяет средствами информационных технологий соединять современные средства обучения с искусством. Учащиеся могут создать собственную графическую картину и выработать свой способ выражения творческого поиска.
Ниже предлагаю интеграцию между темами раздела «Зима» по предмету «Познание мира» с самыми различными учебными предметами во 2 классе.
п Тема Межпредмет-
ные связи Реализация межпредметных связей
1 Зимняя экскурсия Р.яз. 1.2.1 О.Тихомиров ”Зимние страницы».
ИЗО 2.2.2 Рисование по теме “Зима в моём представлении”.
2
Зимние явления в неживой природе Р.яз. 1.2.1, 1.2.4
Аз.яз. 2.2.1, З.Халил ”Белый шелест, белый снег».
А.Усачев «Откуда приходит Новый год?»
ИЗО 2.2.1
Аз.яз. 2.2.1, 3.1.2
И.Грабарь “Февральская лазурь”.
М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Муз.2.1.1,2.1.3 Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”.
3
Снег и лёд
Р.яз.1.2.1, 2.2.3
Аз.яз. 3.1.1
А.Коринфский «Одеяльце»
M.Ə.Sabir “Uşaq və buz”
Муз.2.1.1, 2.1.3
К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.
4
Растения зимой ИЗО 2.2.2, 2.2.3 Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.
Р.яз. 1.2.1, 1.3.5
С.Есенин “Берёза”.
Тех.1.3.3, 2.1.3, 3.1.4
Аппликация “Деревья зимой”.
5
Животные зимой Р.яз. 1.2.1 Е.Чарушин «Что за зверь?»
ИЗО 2.2.2, 2.2.3
Рисунки птиц.
Тех.1.3.3
Лепка животных (кто как зимует), составление композиции
Муз.2.1.1, 2.1.3
Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”.
6
Зимой (обобщение) Р.яз. 1.2.1 А.Яшин «Покормите птиц»
Муз. 2.1.1, 2.1.3
Аз.яз. 3.1.2 В.Крутицкий “Зима”.
Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”.
Uşaqların qış sevincləri.
Ниже предлагаю вариант интегрированного урока по математике «Единицы измерения времени».
ТЕМА. Единицы измерения времени.
Стандарт: 4.2.2
Цели: 1.Знакомится с единицами времени. 2.Определяет время с точностью до часов и минут. 3.Определяет и разъясняет категории «час», «минута», «секунда».
Интеграция:
1.П.м. 2.2.2, 2.2.3.
2.Чтение 1.3.4, письмо 4.1.2.
3.Инф. 2.1.1, 2.1.2.
Формы и методы обучения: коллективная работа, дискуссия.
Ресурсы: интерактивная доска MIMIO, будильник, модель часов, учебник, рабочая тетрадь.
Учебная деятельность.
-Сегодня за каждый правильный ответ на каждого из вас с неба сойдет звездочка. У кого наберется больше звезд, тот и будет героем дня
1.Устный счет.
2.МОТИВАЦИЯ.
-Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы друзья, не бейте нас,
И берегите время.
Демонстрируется будильник.
-Что это такое? (Часы).
Исследовательский вопрос: для чего нужны часы?
3.Демонстрируется презентация о каждой единице времени: секунде, минуте, часе, сутках, неделе, месяце, годе, веке.
4.Совместное заполнение таблицы «Единицы времени» (у детей индивидуальные картинки).
Детям раздаются памятки:
5.Загадка:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, каждый час.
-О чем здесь идет речь? (О стрелках часов.)
-Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка.)
-Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (Минутная стрелка.)
-Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки.)
-А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки.)
-Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте. (60.)
-Расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки называют…(минутой.)
-А весь круг, который она проходит… (Час.)
-Так сколькот в часе минут? (60.)
На доске:
6.Работа с моделью часов (MIMIO) (аналоговых и электронных): учитель показывает детям время и предлагает определить.
7.Выполнение письменных заданий.
Задача 1.
Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на 1 час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье? (в 11 часов вечера или в 22 часа)
Задача 2.
Незнайка начал сочинять стихи о своих друзьях в 14 ч и сочинял их 3 часа 10 минут. Сколько минут он занимался сочинением стихов? Который час показывали часы, когда Незнайка закончил сочинять стихи? (190 минут, 17 ч 10 мин)
Задача 3.
Девочка Элли, храбрый лев, мудрый дровосек и пёсик Тотошка находились в пути 1 сутки и 15 часов. Сколько часов были в пути друзья? (39 часов)
Задача 4.
Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц (август) 2 недели и 3 дня. На какой по счёту день лопнуло терпение Леопольда? (на 48 день)
Работа по учебнику, рабочей тетради.
8.Демонстрация презентации «Часы». Рассказывается об истории часов и их видах.
9.Итог урока:
-Так для чего же людям нужны часы?
(Дети предлагают варианты).
-Для того чтобы много в жизни успеть.
10.Оценивание: подсчет звездочек. Победитель провозглашается «Властелином времени»
Критерии оценивания:
1.Определяет время с точностью до часов и минут. 2.Определяет и разъясняет промежуток времени.
Формы оценивания: холестическая схема формативного оценивания.
Методы оценивания: «Звездопад», запись в дневнике.
Внеклассное мероприятие: классный час, на котором дети смотрят художественный фильм «Сказка о потерянном времени».
На собственном опыте убедилась, что интегрированные уроки повышают интерес учащихся к познанию, концентрируют внимание, развивают творческие способности, память, умение мыслить, делать выводы, расширяют кругозор, дают более глубокие знания о предмете, снимают утомляемость, а учителю помогают раскрыть педагогические возможности, открывают пути для самореализации.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Предполагается, что если занятия интегрированного характера будут вызывать у детей интерес, способствовать снятию перенапряжения, перегрузки и утомления за счёт переключения их на разные виды деятельности, то смогут служить средствами укрепления здоровья, развитию речи и двигательных качеств детей дошкольного возраста.
Идея интегрированного обучения способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых Законом «Об образовании» Азербайджанской Республики. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования Азербайджанской Республики, способствуют совершенствованию подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии познавательного интереса творческого мышления учащихся, что способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательного интереса, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). Тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, я убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы. И хочу особо подчеркнуть важные, по нашему мнению, выводы, вделанные мною по завершении работы.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
{[['', '']]}
{["Бесполезно", "Скучно написано", "Мало подробностей", "Всё отлично"]}
Комментариев нет:
Отправить комментарий